Вопрос номер 1: Что такое "Цель"?
На самом деле речь идет не о "цели", а о системе "objectives". Objectives, как общая характеристика объекта менеджмента, постановка задачи.
Состав категории "objectives" |
Отвечает на вопрос: |
Мы привыкли называть это так: |
Название |
Что? |
Функция |
Цель |
Зачем? |
Назначение |
Задачи |
Как? |
План мероприятий |
Объект |
Какие, сколько, где, куда? |
Ресурсы |
Предмет |
Кто? |
Ответственность |
Значимость |
Почему? |
Согласованность с политикой |
Новизна |
Сопутствующий эффект, задел на будущее, конкурентное преимущество и т.п. |
Вопрос номер 2: Что такое "Подразделения и уровни организации"?
На самом деле, речь не идет о подразделениях. Речь идет об уровнях управления, причем по функциональным направлениям (functions and levels). Если взять за основу линейно-функциональнцю структуру (а подавляющее большинство отечественных предприятий имеет структуру, основанную именно на ней), то требование ISO 9001 в отношении планирования по функциям и уровням организации (п.5.4.1) выглядит примерно так, как показано на рисунке ниже (функции - вертикально, а уровни - горизонтально).
Вопрос номер 3: Что такое "Измеримая"?
Понятие «измеримость» не означает, что должно быть назначено числовое значение.
Понятие «измеримость» означает, что должна быть оговорена возможность оценки результата (измерение/проверка/сравнение с эталоном и т.д.). Хотя и оценка результата - это тоже числовое значение, например, [Да/Нет] или [1/0].
Теперь всё вместе
Пункт 5.4 предполагает модель планирования системы управления, например, как это показано ниже. (Но не забываем, что помимо Plan есть еще Do, Check и Act).
Plan |
- |
Разработка концепции развития организации (как образа ожидаемого результата) с определяющими стратегическими целевыми показателями, формирование на их основе среднесрочных целей процессов с вытекающими оперативными задачами подразделений, например, в виде плана мероприятий, управление которым обеспечит в итоге реализацию стратегии развития. |
Do |
- |
выполнение плана мероприятий |
Check |
- |
оценка (объективные свидетельства, подтверждающие, что задачи решены, а цель достигнута) |
Act |
- |
управленческие решения, вытекающие из оценки |
Графически, такую модель можно представить следующим образом:
Общий алгоритм целеполагания
Методически, порядок планирования может выглядеть следующим образом:
|
1. Проанализировать Политику предприятия на предмет: |
|
- насколько этот документ отражает стратегию развития;
- содержит поведенческий образ организации в отношении сторон заиниересованных в ее деятельности;
- понятен "простым людям" и не превышает разумных размеров.
|
|
2. На основании положений Политики в области качества установить цели процессов, включая: |
|
- формулировку цели,
- измеримый показатель,
- критерий достижения,
- при необходимости указать срок.
|
|
3. Организовать защиту целей процессов на собрании в присутствие всех руководителей процессов и ПРК. |
|
4. На основании целей процессов сформулировать задачи каждого подразделения, включая: |
|
- формулировку задачи,
- ответственный,
- срок,
- критерий успешного выполнения,
- записи (свидетельства) выполнения.
|
|
5. Провести анализ риска не выполнения каждой из задач. |
|
6. Для задач с высоким риском разработать предупреждающие действия, оценить оставшийся риск. |
|
7. Включит задачи и действия по управлению риском в план работ. |
|
8. Организовать защиту планов подразделений на собрании в присутствие всех руководителей подразделений, процессов и ПРК. |
|
9. Установить срок (периодичность) отчетности и форму проведения (Совет, Комиссия и т.п.). |
|
10. Документировать управленческие решения, вытекающие из анализа выполнения планов. |
|
11. Документировать выводы о решении (не решении) задач и достижении (не достижении) целей. |
Г.М. Шишков |